Степан Петрович Крашенинников
Судьба Степана Петровича Крашенинникова была необычна. Сын солдата, он родился в Москве 31 октября 1711 года. В 13 лет его приняли в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. В числе двенадцати лучших учеников в 1732 году он был отправлен в качестве студента в Петербургскую Академию наук. Там он прошел соответствующую подготовку, чтобы затем принять участие в самой замечательной научной экспедиции XVIII века.
...В августе 1733 года из Петербурга выехал обоз. Впереди — громоздкие колымаги, за ними кибитки, груженные кладью подводы.
В далекий путь, к берегам Тихого океана, отправился один из отрядов Второй Камчатской экспедиции, в состав которого входили академики Петербургской Академии наук. Отряду предстояло исследовать Сибирь и в особенности малоизвестную тогда Камчатку. Вместе с академиками отправились живописцы, стрелки для охоты на зверей и птиц, студенты. В одной из кибиток ехал и никому не известный тогда двадцатидвухлетний Крашенинников...
«Степан Крашенинников, Санкт-Петербургской академии наук профессор ботаники и натуральной истории».
Портрет работы А. А. Осипова, 1801. Гравюра пунктиром
Мог ли он предполагать, что вернется обратно, в Петербург, лишь через десять лет? Что эти годы станут годами его научного подвига, годами мужества и неустанного, самоотверженного труда, которые прославят его имя как одного из русских землепроходцев? Что итогам всего этого станет уникальная книга, которую он будет писать ночами в оставшиеся годы своей недолгой жизни? Что его труду не отыщется равного во всей мировой географической литературе XVIII века и еще на протяжении столетия он будет неисчерпаемой сокровищницей для исследователей? И что, наконец, он так и не увидит свою книгу напечатанной — «Описание земли Камчатки» выйдет через год после его смерти?
И вьюгу, и дождь, и лютый сибирский мороз, и голод, и сутки без сна — все пришлось вытерпеть Крашенинникову. Лишь через два с половиной года отряд прибыл в Якутск. «Это не поездка, не путешествие, это особая жизнь; так длинен этот путь», — сказал впоследствии писатель И. А. Гончаров, который путешествовал по этим местам веком позднее Крашенинникова.
«Камчатская огнедышущая Гора».
Иллюстрация из книги С. Крашенинникова Описание земли Камчатки
Руководители академической группы И. Гмелин и Г. Миллер дальше не поехали. 5 июля 1737 года парусное суденышко, на палубе которого стоял Крашенинников, отплыло из Якутска вверх по Лене. В далекий край плыл студент Петербургской Академии наук —первый исследователь Камчатки. С этого времени начинается его самостоятельная деятельность, которая и сегодня поражает своей широтой и размахом. Он побывал на крайнем
юге и севере полуострова, пересек громадный край в самых различных направлениях. Сотни верст он прошел долинами рек по камчатским землям и более тысячи верст — вдоль камчатских берегов. Во время поездок он подолгу останавливался в селениях камчадалов, как называли тогда русские жителей Камчатки — ительменов.
За сравнительно короткий срок Крашенинников сумел собрать все необходимые сведения по этому краю. Когда впоследствии вышла его книга, читатели нашли в ней подробное географическое описание края. Там было рассказано обо всем, что смог узнать за эти годы Крашенинников, — о географии местности, природных условиях, растительном и животном мире, быте и нравах населения, — но почти ни слова не говорилось о нем самом, о том, как он жил на Камчатке, как свел дружбу с ительменами, как завоевал их доверие и сколько раз находился на волосок от гибели, когда глухими, неизведанными тропами ходил в лесах или плыл в лодке по бурным камчатским рекам. И только люди, с которыми он сдружился на Камчатке, еще много лет рассказывали о мужестве молодого русского студента.
Ительмены не сразу поняли, зачем понадобилось этому юноше расспрашивать их о повадках зверей и птиц или беседовать часами о том, как жители охотятся, справляют свадьбы, хоронят умерших. А когда путешественник объяснил, что приехал издалека, чтобы узнать и рассказать всем людям о земле Камчатке, то к нему стали относиться с большим уважением. Ительмены даже сложили песню о нем. Крашенинников перевел ее на русский язык и поместил в своей книге «Описание земли Камчатки».
Крашенинников проделал работу, которая была под силу лишь выдающемуся ученому. К 1740 году описание полуострова было закончено. 23 июня 1741 года он выехал с Камчатки и в начале 1743 года вернулся в Петербург. Путь Крашенинникова за время пребывания его в Сибири и на Камчатке составил 25 тысяч верст, или около 30 тысяч километров.
В 1750 году Крашенинников был утвержден профессором, то есть академиком натуральной истории ботаники, назначен ректором академического университета и инспектором академической гимназии. Он руководит ботаническим садом, изучает флору Петербургской губернии, совершает несколько экспедиций, делает множество переводов с иностранных языков, читает курс лекций... Все эти дела тормозят научные занятия ученого, в том числе подготовку к печати главного труда его жизни — «Описание земли Камчатки». Однако он работает над рукописью с обычными для него целеустремленностью и упорством. М. В. Ломоносов, который хорошо знал автора, высоко ценил его и часто сказывал ему поддержку, одобрил рукопись и признал ее достойной опубликования.
Последние годы жизни С. П. Крашенинников находился в очень тяжелом состоянии — здоровье его, подорванное в годы ученья и пребывания на Камчатке, сильно ухудшилось. Виной этому отчасти была и материальная необеспеченность; обремененный большой семьей, Крашенинников все чаще обращается в казну Академии, прося выдать денег на приобретение лекарств. 8 марта 1755 года его не стало. Жене Крашенинникова не на что было устроить похороны.
Могила С. П. Крашенинникова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
Книга «Описание земли Камчатки» вышла через год после его смерти стараниями М. В. Ломоносова. Современники высоко оценили этот замечательный труд —первое научное описание тихоокеанской окраины земли русской, открывший всему миру дотоле неведомую оригинальную культуру народов Камчатки. Книга ученого выдержала много изданий во Франции, Германии, Англии, Голландии. Известно, что А. С. Пушкин буквально перед самой трагической гибелью читал «Описание земли Камчатки». Книга настолько увлекла его, что он законспектировал ее, думая в скором времени приняться за историческую повесть из камчатской жизни.
Степан Петрович Крашенинников умер 43 лет в расцвете творческих сил. Жизнь его —пример беззаветного служения родине и науке.
М. Ремизова