Ssylka

Знаменитые мужчины в роли кулинаров

Знаменитые мужчины в роли кулинаровНекоторые представители сильного пола добровольно берут на себя обязанность приготовления пищи. Другие считают, что это занятие исключительно женское, и, кстати, много теряют. А как же быть, если женщины в доме нет? Конечно, можно воспользоваться услугами общественного питания. Но, как справедливо говорят французы, «домашняя еда — самая вкусная».

А «вкусная еда — это бальзам для души» — так считали восточные мудрецы. Взять на себя часть забот по приготовлению пищи — долг каждого истинного джентльмена. И тот из них имеет право называть себя им, кто сумеет овладеть кухонной 'наукой, облегчив тем самым труд женщины.

Можно назвать немало известных всему миру Мужчин, чьим увлечением была кулинария.

Знаменитые мужчины в роли кулинаровЗнаменитый французский писатель Александр Дюма, романами которого все мы в детстве зачитывались, был автором не менее популярной во Франции кулинарной энциклопедии с описанием блюд французской кухни. Писатель был недюжинным кулинаром. Он испытывал огромное удовольствие при приготовлении неподражаемых французских салатов, соусов и других блюд. В 1858 году Александр Дюма предпринял путешествие по Кавказу, а свои впечатления впоследствии излил на бумаге. Для французов-гурманов и больших знатоков кухонь он подробно записал рецепт шашлыка из баранины по-кавказски, который ему особенно понравился. Правда, вместо шпажки он нанизывал маринованную баранину на шомпол своего карабина.

Вспомните, как в одном из его романов («Три мушкетера») повар Портоса приготовил редкое блюдо «тюрбо» — полуфаршированный жареный барашек, а в другом («Граф Монте-Кристо») мы находим описания блюд, которые умудрялись готовить великолепные повара во время длительных странствий. Помните, Данглар — герой романа — сказал повару «Денизо, приготовьте мне сегодня что-нибудь остренькое» Вскоре «появился юноша, красивый, стройный и обнаженный до пояса, словно античный рыбоносец; он нес на голове серебряное блюдо с цыпленком, не придерживая его руками. При виде этих аппетитных приготовлений у Данглара потекли слюнки». Аналогичные ощущения испытывал граф Монте-Кристо при посещении Неаполя, когда пробовал искусно приготовленные итальянские макароны, в Константинополе превосходнейший пилав, в Индии — популярный каррик, в Китае изысканный суп из ласточкиных гнезд. Граф и сам отменно готовил еду и утверждал, что через 18 веков сумел даже превзойти знаменитого кулинара древнего Рима Ликулла. Кто читал «Сорок пять» А. Дюма, вспомнит 16-ю главу «Как король Генрих III не пригласил Крильона к завтраку, а Шико сам себя пригласил». В ней написано: «Королю подали кушать. Королевский повар превзошел самого себя». Он приготовил суп из куропаток, заправленный протертыми трюфелями и каштанами, отменных жирных устриц с лимоном, паштет из тунца, фаршированных раков, королевский бульон, вишневое варенье, орехи, начиненные изюмом и т. д.

Сам Александр Дюма был фанатиком-кулинаром, всюду записывал разнообразные рецептуры, уточняя при этом технологию приготовления блюд. Когда он был в России, его попросили провести занятия по кулинарии. Давая русским уроки французской кухни, он и сам пополнял свой «поварской» багаж: учился готовить стерлядь и осетрину по-славянски, варить варенье из роз с медом и корицей. Об этом впоследствии сообщит миру Андре Моруа. Дюма восхищался русским гостеприимством, он записал приготовление русских блюд: курника, ботвиньи со свежепросоленной красной рыбой, пирога с яйцами и цыплятами и т. д., которые ему понравились в гостях у русской писательницы А. Я. Панаевой-Головачевой.

Этот французский писатель не исключение. Не менее интересовался кухней Эмиль Золя. С большим удовольствием он описывает в романе «Чрево Парижа» приготовление блюд. Жан-Жак Руссо, Анатоль Франс, Феликс Тиммермане, Генрих Гейне, Н. В. Гоголь — прекрасно разбирались в кулинарии и получали огромное удовольствие от приготовления пищи. Великолепно готовил известный итальянский путешественник XIII столетия Марко Поло. Вместе со своим багажом он всегда привозил рецепты национальных блюд.

Знаменитые мужчины в роли кулинаровЕго сородич знаменитый итальянский композитор Россини с удовольствием сочинял не только музыку. Не менее известны в Италии его кулинарные произведения. Одно из них — «Турнедо Россини» — представляет собой посоленные обжаренные в масле и поперченные куски филе говядины, уложенные на ломти белого хлеба, обжаренного в масле. На каждое филе укладывают ломтик паштета из свиной печени, украшают дольками помидоров, лимона и петрушки. Арсенал «фирменных» блюд Россини довольно широк, и они очень популярны в Италии и за рубежом.

В Швейцарии, например, в городе Цюрихе, есть кабачок «Цум шмиден». Зайдите в него и спросите про человека по имени Шремли. Вам непременно расскажут о нем. Это гурман с мировой славой. Шремли создал 12 поваренных книг, и, кроме того, он — коллекционер. У него имеется самая древняя поваренная книга, написанная в 40-м году до нашей эры римским эпикурейцем Апицием, а также поваренная книга Гутенбергов, напечатанная в 1474 году. Сам Шремли прекрасно готовит древние и современные блюда.

Настоящая уха знакома всем мужским компаниям. «Варят ее в закопченном металлическом котелке из совсем свежей, только что пойманной рыбы, которая еще пахнет рекой. В жирный бульон прибавляют молодой картофель, для кислоты кладут немного щавеля, для цвета — помидоры, все приправляют луком и перцем так, что жжет во рту. Вот такой-то суп, от которого попахивает дымком и который едят, лежа в тени тополя, причем деревянной ложкой и из глиняного горшка, называют настоящей ухой»,— писал В. Закруткин. Заядлые туристы, рыбаки, путешественники навсегда запомнили вкус наваристой ухи из окуней и ершей, грибницы, ароматного чая".

Любовь русского баснописца И. А. Крылова к кулинарному искусству также находила отражение в творчестве: «Что за уха! Да так жирна: как будто янтарем подернулась она».

Ранее я приводил исторические примеры приготовления пищи мужчинами. А сейчас мне хочется рассказать о довольно современной мужской общности — интернациональной экспедиции, организованной неутомимым путешественником Туром Хейрдалом, о том, что они ели, как готовили пищу в океане. В книге «На «Ра» через Атлантику» врач-физиолог, ведущий телепередачи «Клуб путешественников» Юрий Александрович Сенкевич пишет: «День начинается с просвистывания «фи-фу- фа-фи-фу» — это Карло (Маури) — журналист, альпинист — поднялся раньше всех, погремел кастрюлями на кухне и сигналит, что кушать подано. Он по доброй воле взял на себя поварские заботы еще с прошлого плавания, с первых его дней; незабываемым событием явился тогда первый на «Ра» — горячий суп, рисовый, с томатами и курицей. Как мы его поглощали) Как славили Карло! Карло — отличный кок, щедрый и изобретательный, и в то же время экономный, у него все идет в дело».

Норман Бейкер — штурман и радист, один из участников экспедиции, сотворил такую вкусную яичницу! Юрий Сенкевич часто вспоминает, как Норман «стряпал с огромным удовольствием — сперва поджарил бекон, затем слил жир, слегка подсушил бекон, наконец, бросил на сковородку яйца и священнодействовал еще минут пять...»

Но главные переживания наступают, когда в кухмистерство включается Жорж-Сориал, еще один из участников экспедиции (инженер, химик, аквалангист). Жорж — человек порыва и вдохновения, и никогда не знаешь, что от него ждать... Если его разберет — тогда начинаются чудеса. Возникают откуда-то пирожки с медом — это на «Ра»-то, посреди океана, на утлой палубе! — или солонина, пахнущая свежим горошком, с гарниром из горошка, пахнущего солониной, и все это побрызгано лимонным соком, назло канонам, вопреки рецептам, а вкусно!

Знаменитые мужчины в роли кулинаровТипичное произведение Жоржа: рисовая каша с томатным соусом и лимоном, туда накрошено черного хлеба и всыпано невероятное количество перца. Попробуйте, только обязательно заешьте финиками и ломтем арбуза... Затем готовили Карло Маури и Сантьяго Хеновас (антрополог), они обжарили солонину с чечевицей, получилось довольно неплохо — это пища древних моряков.

Очень хорошо, что во всей мужской компании почти все умели готовить пищу — этим сохранялась мужская общность.

На приведенных примерах вы смогли убедиться в необходимости познания тайн хорошей кухни. А что делать нефтяникам, геологам, разведчикам будущих транспортных магистралей, наконец, рыбакам, туристам? Ведь в основном это мужское общество. А настоящий мужчина должен уметь готовить еду в любых условиях, тем более, что на кухне они оптимальные.

Известный русский метрдотель И. М. Радецкий, обучавшийся во Франции кулинарному искусству, в 1852 году составил книгу «Альманах гастрономов», где пишет: «...в поваренном искусстве все зависит от качества припасов и приготовлений — простое превращается в изящное... мужчина, занятый приготовлением кушаний, должен быть чист наружностью и нравственностью, с совершенным вкусом, трудолюбив, рассудителен, экономен, трезв, добросовестен... курить, пить не дозволяется — вкус твердеет, он лишается верной мягкости отличить пряность от горечи; нежный тонкий вкус не может быть передан им верно, имеет расхождения вкуса и обоняния и по неопрятности своей лишается этого звания».

Народная итальянская мудрость гласит: «Салат должны готовить четыре повара. Первый должен быть скупым: он приправляет салат уксусом. Повар-философ должен добавить соль. Повар-мот — влить масло. А повар-художник — смешать и украсить салат». Верно сказано!

Для французов приготовление пищи и еда так же важны, как любовь и искусство поддерживать разговор. Недаром они говорят: «Кулинария — это удовольствие, это одухотворенное искусство». Среди известных поваров-мужчин Франции нашелся один, который писал свои кулинарные рецепты стихами и перекладывал их затем на музыку старинных мелодий, давая блюдам названия старинных опер: салат «Аида», салат «Кармен». Это своего рода одержимость, увлеченность и влюбленность в кулинарное искусство.

Карпов Л., Мужчина на кухне

Новое на сайте