Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии


Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью по новому стилю — 28 августа.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.


Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело.

Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.

Католическая церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы (Assumption of Mary) по старому стилю — 15 августа.

 Источник:
©

Рома
Успение


Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И в православной, и в католической церкви он посвящен дате кончины Божией Матери.

 Согласно Новому Завету, распятый Христос велел ближайшему ученику, апостолу Иоанну, заботиться о своей матери. После смерти и воскрешения Сына Богородица жила вместе с Иоанном в Иерусалиме, часто молилась на Голгофе. Однажды во время молитвы к Марии явился архангел Гавриил, который сообщил, что через три дня она «отойдет ко Христу Богу». В день смерти Марии апостолы, проповедовавшие в разных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей. Они же совершили погребение, положив тело Божьей Матери в гробнице ее родителей и закрыв вход камнем.

 Апостол Фома был единственным учеником Христа, кто не успел проститься с Богородицей до ее смерти. Когда на третий день после погребения Фома пришел в Иерусалим, остальные апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Богородицей. К всеобщему удивлению, в гробу не оказалось тела Марии — остались одни лишь погребальные одежды, источавшие дивные благоухания. В этот же день Богородица сама явилась апостолам в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».

 Праздник Успения начали отмечать еще во времена раннего христианства. К 6 веку этот день уже праздновался повсеместно. Первой задокументированной датой, когда это праздник был официально установлен, считается 582 год. В православии Успение относится к числу двунадесятых праздников — то есть двенадцати наиболее важных (после Пасхи) праздников. Ему предшествует двухнедельный Успенский пост — самый строгий после Великого поста.

 Наши предки нередко ассоциировали Богородицу с древним божеством — Матерью Сырой Землей, поэтому и в день Успения земля считалась именинницей. В праздник по земле нельзя было ходить босиком, а также втыкать в нее любые острые предметы — ни колья, ни лопаты, ни другой инструмент.

Праздник иногда называли Дожинком, поскольку в это время заканчивали жать хлеб. Так как в жатве участвовали главным образом женщины, то в старину время отдыха после Успения называли молодым Бабьим летом, которое продолжалось до Ивана Постного, то есть до 11 сентября.

 Напоследок крестьянки выходили в поле, обвязывали соломой серпы и катались по земле, прося жниву вернуть силу, затраченную на уборку урожая. После этого последний сноп наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли в деревню.

 На Успение крестьяне часто приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения. После устраивали общие пиры — складчины; для них варили пиво, жарили баранов, пекли пироги. Богатые люди угощали бедных соседей.

 Называли Успение также Солением, поскольку в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту. Зимой с ними готовили щи, рассольники, а также употребляли с картошкой и хлебом.

Источник:



Интересное в разделе «Этюды о вкусном и интересном»

Пасхальные блюда

Новое на сайте