Обучения младших школьников литературном чтению

Обучения младших школьников литературном чтениюКакой должна быть современная книга, чтобы была ребенку действительно советчиком, чтобы помогала выбрать идеал, которому захочется подражать? Кто должен творить книгу для сегодняшнего и завтрашнего читателя? Книга - особый «товар». Это духовная пища, которая нужна и сегодня, и завтра, и на века. Ни у кого не возникает сомнения, что процесс создания детской литературы стал стихийным. Теперь можно напечатать книгу кому-либо и любым тиражом, были бы деньги.

Но качество оставляет желать лучшего. Вспомним, при Союзе писателей в 20-80-е годы работала секция детской литературы.... систематически проводились конференции, обсуждались и рекомендовались новые произведения для детей. Была мысль создать Институт детской литературы.

Суть издания детской книги для семейного чтения. Какой она должна быть? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста «читает» книгу сначала зрением, по рисункам. И не тянется к, возможно, интересной книге с серой непривлекательной обложкой, без ярких рисунков внутри.

Каждая детская книжка должна иметь свое художественное лицо.

Здесь стоит напомнить и о требованиях к оформлению детской книги, к ее наглядно-иллюстративному материалу: уместности, соответствию, коммуникативной (речевой) направленности, воспитательному воздействию, рисунки должны быть выполнены в реалистической манере, содержать знакомые ребенку детали. Внешний вид книги должен быть богат на выдумку и художественный вкус, использование разного шрифта, высокое качество бумаги.

Учитель является носителем знаний о литературе, организатором учебно-познавательного и воспитательного процесса, человеком, который вводит школьников в мир искусства слова.

Социальная потребность в педагогах нового типа является естественной. Учитель начальных классов нужно быть гуманистически ориентированным воспитателем, мастером и гарантом устанавливать контакты в любой сфере деятельности воспитанников. Его усилия должны быть направлены на развитие личности ребенка средствами учебного предмета - литературного чтения.

Обучения младших школьников литературном чтениюУрок литературного чтения - особый: надо настраивать ребенка не только на умственный труд, но и на эстетическое и эмоциональное восприятие художественного произведения. Если на уроке не будет внутренней взволнованности, сопереживания, учащиеся не получат радости от общения со словом писателя.

На чем же сконцентрировать обучения младших школьников литературном чтению? Мы склонны к мысли, что строить обучение в сегодняшних условиях надо на основе сочетания жизненной традиционной системы и ее методики (воспитать умного человека) и внедрение новых педагогических технологий в современное образование.

Понятие «педагогическая технология» является своеобразным регулятором научного и практического мышления учителя.

Утверждений и определений «педагогических технологий» существует достаточно много, часто противоречивых и расходящихся в толкованиях. Больше импонирует определение, которое объединяет весь учебный процесс в целом, рассматривая его как систему.

Сегодняшний учитель должен знать о тех педагогические технологии, которые целесообразно применять на уроках литературного чтения и самостоятельного в частности. Это должны быть такие технологии, которые обеспечат развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, дифференцированно-групповое обучение, адаптивно-интегрированное обучение, формирование творческой личности и т.д..

Педагогический процесс на занятиях литературного чтения строится по принципу диалога с учетом отношений «автор - художественное произведение - читатель». Освоение этих отношений происходит в практической литературной деятельности самих школьников с позиции «читатель», «критик», «художник», «автор собственного текста». Такая роль учителя станет возможной лишь тогда, когда он будет готов к внедрению таких педагогических технологий.

Чтобы быть на уровне современных требований, учитель, который внедряет в учебный процесс начальной школы современные образовательные технологии, должен иметь не только теоретические знания, но и обладать системой профессиональных умений.

Кириченко С.П.

Пасхальные блюда

Новое на сайте