Дети и компьютер: психоэмоциональная наркомания
Большой поток осваиваемой информации, применение информационных технологий, а также распространение компьютерных игр оказали влияние на развитие личности ребенка 21-вого века. На сегодняшний день значительно увеличилось количество детей и подростков, умеющих работать с разного рода компьютерными программами, игровыми в том числе. Если до 90-х среди любимых занятий подростки называли просмотр телепередач и прослушивание музыки, то в последние годы увлечение компьютером вытеснило их.
По данным статистики, каждый шестнадцатилетний подросток хотя бы один раз играл в компьютерную игру. Вместе с компьютеризацией проявились отрицательные последствия данного процесса, его негативные влияния на социальное здоровье детей. Наиболее распространенным среди них является компьютерная зависимость. Этот термин относительно новый, он появился в психологии в 1990 году. Врачи-психотерапевты определяют эту привычку как разновидность психоэмоциональной наркомании. Смысл ее заключается в том, что компьютер приобретает власть над человеком. Со временем для подростка, попавшего в такую зависимость, главным становится не результат игры, а сам процесс, в котором теряется контроль над временем.
Первыми признаками компьютерной зависимости ребенка являются:
• пропуски школьных занятий с целью поиграть в компьютерную игру дома или посетить компьютерный клуб;
• просиживание у компьютера в ночное время;
• принятие пищи во время компьютерной игры;
• отсутствие других увлечений;
• общее время, проведенное за компьютером, превышает время выполнения домашних заданий, прогулок, общения с родителями и ровесниками. Подростковый возраст – это период расширения общественно-социальных контактов, формирования ценностей. Зависимый ребенок ограничивает круг своего общения компьютером. У таких детей в результате наблюдается отсутствие формирования жизненного опыта, сложность социальной адаптации, инфантилизм в решении важных жизненных вопросов, бедность эмоциональной сферы, возникают соматические нарушения (снижение зрения, повышенная утомляемость, нарушение осанки). Круг интересов снижается, появляется стремление к созданию собственного «уютного» мира, то есть к уходу от реальности. Вместо того чтобы решать возникающие трудности, ребенок погружается в игру. Там он сильный, смелый и успешный.
Но время, проведенное за компьютером, не делает ребенка сильным и успешным в реальной жизни, в которой он чувствует дискомфорт, слабость и даже беззащитность. «Ошибки», которые подросток не может исправить так же легко, как в игре, вызывают у него различные психические отклонения – от замкнутости в себе до полного противопоставления себя остальному миру, от агрессии до депрессии. Главной причиной возникновения детской компьютерной зависимости психологи считают недостаток в общении с родителями и ровесниками. Родители, которые из-за чрезмерной трудовой деятельности не в состоянии уделять достаточно времени общению с детьми, часто стараются материально компенсировать свое отсутствие. Таким образом, компьютер сначала заменяет общение с родителями, а после родители становятся «лишними» в жизни подростка.
Результаты многолетних наблюдений показали, что в большинстве случаев зависимыми становятся дети, у которых неадекватная самооценка (сниженная или завышенная). Таким детям тяжело общаться с одноклассниками, круг которых не всегда способен воспринимать ребенка таким, каким он есть. А виртуальный компьютерный мир дает им возможность реализоваться, несмотря на их комплексы, недостатки и амбиции. Также компьютерная зависимость ребенка обусловлена склонностью родителей к любым другим видам зависимости (наркотической, алкогольной), способной передаваться на генетическом уровне.
Уберечь вашего ребенка от компьютерной зависимости может:
• яркая, насыщенная и интересная жизнь;
• наличие возможности ощутить азарт или риск вне игры;
• наличие возможности выплеснуть агрессию приемлемым способом;
• наличие возможности реализации своих интересов.
Для профилактики компьютерной зависимости родителям, следует руководствоваться следующими психолого-педагогическими рекомендациями:
• приучайте ребенка относиться к компьютеру как к техническому устройству, а не как к средству получения эмоций;
• не позволяйте детям 3-5 лет играть в компьютерные игры;
• не разрешайте ребенку принимать пищу, сидя за компьютером;
• не разрешайте играть в компьютерные игры перед сном;
• ограничивайте (не запрещайте) время «общения» с компьютером. Рецепт от любой зависимости - алкоголя, компьютера или телевизора - полноценное общение всех членов семьи.
Бешлиу С.