Что мы знаем о заикании?

Что мы знаем о заиканииРечевая деятельность в системе жизненных функций человека занимает особое место, поскольку выполняет социальную функцию общения, является регулятором поведения и фундаментом мышления, а также обеспечивает адаптацию к окружающей среде. Вот почему ее нарушение может привести к негативным последствиям для становления личности. Наиболее тяжелым расстройством речи является заикание.

Заикание - довольно распространенный недостаток, при котором нарушается темп и плавность речи. Возникновению заикания способствует ряд факторов, в частности: неправильное воспитание в семье, сильный стресс ребенка, конфликтные ситуации, физические наказания. До сих пор на этиологию заикания медики не имеют единого взгляда. Вместе с тем, все исследователи соглашаются, что при появлении заикания имеют значение определенные факторы. Среди них - определенный возраст ребенка, особенности протекания речевого развития, состояние нервной системы, особенности формирования межполушарной асимметрии мозга, наличие психических травм, генетический фактор.

Указанные причины вызывают разные патологические сдвиги, приводят к задержке развития, а как следствие - способствуют появлению заикания. Как правило, у заикания не одна специфическая причина, вызывающая эту речевую патологию, для его развития нужно сочетание нескольких факторов.

В современной теории и практике логопедии выделяют две группы симптомов, которые находятся в тесной взаимосвязи: социальные (психологические) и биологические (физиологические). К физиологическим симптомам относят речевые симптомы, нарушения центральной нервной системы и общего физического здоровья. К психологическим: речевое запинание, феномен фиксации на дефекте, логофобии.

В мире страдает от заикания 1,5% взрослых и 2% детей. Этот дефект речи мешает человеку выбрать любимую профессию, раскрыть творческий потенциал, найти счастье в личной жизни. Заикание ­ часто формирует отрицательные черты характера: нерешительность, неуверенность в собственных силах, зависимость от окружающих. Поэтому лечение заикания нужно начинать как можно раньше, то есть сразу после его возникновения. Квалифицированная своевременная и эффективная помощь детям с заиканием имеет не только медико-педагогическое значение, а и социальное. Чаще всего заикание проявляется в детском возрасте на фоне раннего речевого и психологического развития неврологических изменений, эмоциональной неустойчивости. Если недостатки речи не исправлены в дошкольном периоде, то с первых же дней пребывания ребенка в школе логопед и учитель должны убедить ребенка и его родителей в необходимости и целесообразности систематических логопедических занятий, лечении в стационарных или амбулаторных условиях.

Сотрудничество логопеда, психиатра, невролога и психолога, при своевременном применении современных комплексных медико-педагогических методик дает позитивные результаты. Кроме традиционных направлений, в логопедической коррекции (формирование техники речи, постановка дыхания, работа над устранением нарушений основных компонентов речи, артикуляцией) применяются разнообразные современные комплексные методики, что помогает достичь позитивных результатов.

Заикание - это тяжелое заболевание, однако оно поддается коррекции - при условии своевременного обращения к специалистам и начала реабилитационных мероприятий в раннем дошкольном возрасте и на ранних этапах появления этой речевой проблемы.



Что мы знаем о заиканииСоветы для родителей:

- создать условия исключительного покоя для ребенка, перевести его временно на так называемый «режим молчания» (необходима максимальная разгрузка на психологическую и речевую сферу ребенка);

- общаться с ребенком только при исключительной необходимости и лишь на низких тонах, говорить немного, спокойно, медленно, плавно;

- не допускать перегрузок, противопоказано участие ребенка в возбуждающих и шумных играх;

- не допускать подражания другими детьми неплавной речи вашего ребенка;

- придерживаться точного режима с дневным отдыхом и сном;

- ребенка нужно оберегать от сильных впечатлений.



Коррекция заикания - довольно сложный и долговременный процесс, поскольку этот дефект, в подавляющем большинстве случаев, может рецидивировать. Поэтому следует помнить, что заикание поддается коррекции лишь на начальных стадиях комплексной медико-педагогической реабилитации и при условиях выполнения всех рекомендаций компетентных специалистов. А еще, это нарушение легче предупредить, чем его исправить!

Ася Новикова

Постные блюда

Новое