Нарушения взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок»: причины, диагностика и коррекция

Нарушения взаимоотношений в системе ребенок-ребенокВ данном обзоре будет установлена систематизация проблем и нарушений межличностного общения в детском возрасте. Как выяснить и диагносцировать настоящие причины конфликтов? Как попытаться исправить, вернуть в правильное русло?

Общение со сверстниками располагает своими характерными чертами:
1. Особо яркая эмоциональная насыщенность.
2. Нестандартность детских высказываний.
4. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению и функциям.

Трудности дошкольников в отношениях со сверстниками чаще всего возникают по следующим причинам:
1. Актуальное неблагополучие в развитии ребенка.
2. Агрессивные дети, плохо контролирующие свое поведение.
3. Ранний этап формирования характера и, в частности, его акцентуаций.
4. Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне.
5. Ребенок не хочет общаться, т.к. при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой.
6. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (застенчивость, низкая самооценка, неуверенность).
7. Преобладание у ребенка эгоистических мотивов в поведении.

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками мы сталкиваемся довольно часто.

Детские конфликты подразделяются на:
- внутриличностные;
- межличностные;
- внутригрупповые.

По форме и степени столкновения детские конфликты делятся на:
- открытые (спор, ссора);
- скрытые (действия исподтишка);
- стихийные;
- преднамеренные.

Нарушения взаимоотношений в системе ребенок-ребенокОсновные причины детских межличностных конфликтов:
1. Несовместимость характеров.
2. Столкновение мотивов, потребностей, интересов.
3. Внутриличностные противоречия.
4. Соперничество (конкуренция).

Разрешение детских конфликтов во многом зависит от умения педагога вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию.


К основным методам управления конфликтами относят:
1. Внутриличностные, т.е. методы воздействия на определенную личность. Эти методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения.
2. Межличностные методы.

Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходимо:
1. Знать социометрический статус ребенка.
2. Знать индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности).
3. Знать, как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).

Для выявления нарушения во взаимоотношениях детей друг с другом используются следующие методики:
1. Наблюдение.
2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (социометрические методы: «Секрет» (Т. Репина), «Два домика» (Т. Марцинковская))
3. Диагностика межличностных отношений детей в игре с помощью методики Булатовой.
4. Символическое моделирование реальной ситуации.
5. Проективные методики: «Мои друзья», «Я и группа», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок дерева».
6. Цветовой тест отношений Люшера.
7. Цветовой тест отношений Семаго.
8. Тест детской тревожности Р. Тэмл, М. Дорки, В Амен.
9. Тест детской апперцепции (САН).
10. Методика «Лесенка»
11. Методика «Закончи предложения» (детский вариант В. Михала).
12. Графическая беседа «Мой круг общения».

Анализ результатов диагностики позволяет сформировать группы детей для дальнейшей коррекционной работы:
1 группа – «Страхи. Тревожность»
2 группа – «Агрессивность»
3 группа – «Коммуникативные навыки»

Исходя из того, что фазы социального развития ребенка связаны с формированием механизмов личностного роста, коррекционную работу с детьми нужно строить, опираясь на последовательность возникновения последних.

Каждый механизм личностного роста формируется в процессе определенного типа взаимоотношений ребенка с социальной средой – соответственно, психокоррекционные мероприятия построены таким образом, чтобы сохранить естественную последовательность их возникновения и смоделировать тип отношений, характерный для появления механизмов.

Формирование эмоциональной отзывчивости можно проводить не только на коррекционных занятиях, но и в процессе режимных моментов, в свободной деятельности детей, во время физкультурных и музыкальных занятий, общих досугов. Проводимые подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия, должны быть направлены на формирование положительной самооценки и благоприятного психологического климата в группе, умений распознавать собственное эмоциональное состояние и настроение сверстника, даже если это трудный ребенок, видеть в нем причину собственного и чужого поведения, овладение навыками произвольной регуляции поведения и становление внутренней позиции личности.

Целевая установка каждого занятия варьируется в различных сочетаниях:
• повышение активности психических процессов: мышления, памяти, речи, внимания, восприятия;
• развитие эмоциональной сферы ребенка (стабилизация, развитие позитивного восприятия);
• общение (расширение поведенческого репертуара, развитие коммуникативных навыков);
• личность (повышение самооценки, работа с нарушениями).

Инна Иволгина

Постные блюда

Новое