Развитие способностей ребенка

Развитие  способностей ребенкаМожно прожить жизнь, не подозревая о тех способностях, которыми обладаешь. Откуда человеку знать, что у него большие способности к иностранным языкам, если он вообще иностранными языками не занимался, или что у него исключительные способности к спорту, если он никогда не делал даже утренней зарядки?!

Развитие способностей не совершается стихийно, самотеком, нельзя здесь ждать милостей от природы, необходимо и самим активно вмешаться.

Если ученик учится серьезно, то скоро можно заметить, что одни предметы даются ему легко, другие— с трудом, одни интересуют его больше, другие — меньше. В этой разной легкости овладения учебным материалом, в разной степени интереса начинают проявляться способности школьника, а тем самым намечается дорога к тому делу, на котором эти способности расцветут.

Но одного поступления в школу и посещения ее еще мало для развития детских способностей.

Прежде всего надо ребенка научить работать, работать постоянно, напряженно, радостно и умело, не бросать начатую работу, не сидеть сложа руки под тем предлогом, что «нет настроения». Горький утверждал, что своими успехами он обязан прежде всего умению работать, любви к труду. О своем умении работать Чайковский говорил: «Весь секрет в том, что я работаю ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям. то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься».

Чтобы научиться работать, школьник должен иметь твердый режим, раз навсегда установленное время занятий. Тогда работа станет привычкой, перейдет в потребность.

Иногда родители говорят, что их сын или дочь отличается такими большими способностями, что все схватывает на лету. «Знаете,— говорит мать,— oil совсем не занимается, шутя получает пятерки!» И в этом подчеркивании, что «он совсем не занимается», звучит даже своеобразная гордость. Конечно, дети с разной быстротой овладевают учебным материалом, но без упорного и настойчивого труда заглохнет всякая способность.

Развитие  способностей ребенкаНе стоит радоваться тому, что «он совсем не занимается»; рано или поздно отсутствие умения работать приведет к печальным последствиям. Я уж не говорю о том, что такое отношение родителей порождает у школьника вредное верхоглядство и ненужное тщеславие.

Если у школьника нет интереса к учебной работе, если он учится вяло, если в его работе нет увлечения, страстности, напряжения,— такое отношение к знаниям, к школьным занятиям не будет содействовать развитию способностей. Скучно учиться без радости, без увлечения тем, что делаешь.

Иногда бывает так, что у школьника в силу тех или иных причин образовался пробел в знаниях, что-то он пропустил, в чем-то не так разобрался. Это мешает ему понимать объяснение учителя, пропадает интерес, и школьник, а вслед за ним и родители начинают искренне верить, что он «неспособный» к арифметике или к русскому языку.

Помните, как в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» о себе говорит Витя, ученик четвертого класса, который не выходил из двоек по арифметике? «Я совсем перестал дома делать задачи и все норовил списывать их у ребят. Зачем мне ломать голову над этими задачами? — думал я.— Все равно я их не понимаю. Лучше спишу — и дело с концом. И быстрей, и дома никто не сердится, что я не справляюсь с задачами.

Мне всегда удавалось списать задачу у кого-нибудь из ребят, но наш председатель совета отряда упрекал меня.

— Ты ведь никогда не научишься делать задачи, если все время будешь списывать у других! — говорил он.

— А мне и не нужно,— отвечал я.— Я к арифметике неспособный. Авось, как-нибудь и без арифметики проживу».

Не занимаясь арифметикой, Витя настолько отстал от своего четвертого класса, что самостоятельно не мог решить ни одной задачи.

Поверив однажды, что он «неспособный», школьник ослабляет усилия в работе, начинает искренне думать, что ничего хорошего у него не получится, а значит, и стараться не к чему.

Дайте такому ребенку пережить успех в работе, и все пойдет иначе. Успех всегда окрыляет, особенно если он завоеван в процессе преодоления трудностей.

Ведь так и произошло с Витей Малеевым. Однажды сестра, ученица третьего класса, попросила его решить ей задачу. Прочитав задачу, он сразу пал духом, но отказаться было нельзя из боязни потерять авторитет.

Случайно натолкнувшись на правильный путь рассуждения, Витя Малеев неожиданно для себя решил задачу. Решил Витя Малеев самостоятельно задачу и вдруг поверил, что он может это делать так же, как и другие мальчики. Успех окрылил, родился интерес к работе, поколебалось у мальчика и убеждение в своей «неспособности».

Пройдет много лет, и сколько таких Витей, «неспособных» когда-то к арифметике, успешно овладеют высшей математикой, станут инженерами, мастерами, новаторами производства! Надо только вовремя поддержать их, дать возможность испытать живительное чувство успеха, заставить поверить в свои силы, да так поверить, чтобы перестать бояться тех учебных предметов, по которым привык считать себя «неспособным».

Огромное влияние на работоспособность школьника, а тем самым и на развитие его способностей оказывает оценка результатов его работы взрослыми, авторитетными людьми. Оценка строгая, требовательная, но справедливая и доброжелательная. Она заставляет школьника задуматься над проделанной работой, раскрывает перед ним перспективы дальнейшего развития, учит правильно оценивать свои достижения, не упиваться успехом, не падать духом” при неудачах: «Да, я сделал плохо, но я сумею сделать хорошо, и я сделаю!» — вот вывод, к которому должен прийти школьник в результате оценки взрослых.

Несколько слов о прогнозе способностей. Ко всякого рода прогнозам следует относиться с очень большой осторожностью. Нужно помнить, что способности ребенка отнюдь не опое-делены раз и навсегда. В процессе обучения и воспитания они могут изменяться. могут быть задержки в развитии, колебания и неожиданный расцвет. Мозг человека исключительно податлив воздействиям окружающей действительности. Великий ученый Иван Петрович Павлов, подчеркивая эту податливость, гибкость человеческого мозга, писал, что «...все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Особенно недопустимо делать заключение о низких способностях ученика по недостаточной успеваемости. Слабая успеваемость может быть обусловлена рядом причин. Бывает так: по болезни, лени или какой-ни-будь другой причине в знаниях школьника образовался пробел. Этот пробел мешает ему понимать то, что объясняет учитель. Пропадает интерес к занятиям, растет чувство безнадежности. школьник перестает работать и постепенно становится хронически неуспевающим. Этот заколдованный круг легко разомкнуть, если только внимательно присмотреться к тому, что же является причиной неуспеваемости.

Справедливо говорил Николай Островский: «У нас не талантливы только лентяи. Они хотят быть ими. А из ничего не рождается ничего, под лежачий камень вода не течет».

А. СЕМЕНОВА, кандидат педагогических наук, "Работница", 1957 г.

Постные блюда

Новое