Одежда школьника
Далеко не все родители знают, как правильно одевать своих детей. Некоторые и не догадываются о том, какое значение имеет одежда для благополучия ребенка.
Основной особенностью, отличающей детский организм, является непрерывное всестороннее развитие. Ребенок — не взрослый в миниатюре. Многие процессы в его организме совершаются по-иному, на многие внешние воздействия он реагирует иначе.
Холод действует на ребенка быстрее и сильнее, чем на взрослого. Такая повышенная теплоотдача связана с особым соотношением между поверхностью тела и его массой.
Кожа у «детей тоньше, чем у взрослых, а благодаря более развитой сети капилляров и большему их просвету к ней притекает больше крови. Это тоже способствует охлаждению. Кругооборот крови у взрослого совершается за 20—22 секунды, у подростка — за 18, а у ребенка — за 15 секунд.
Более частое соприкосновение крови, притекающей к коже, с внешней средой создает возможность быстрого и большего охлаждения детей зимой и перегревания летом. Необходимо, наконец, учитывать и то, что сам процесс регуляции деятельности кровеносных сосудов у детей менее совершенен, чем у взрослых.
Вот почему надо одевать детей так, чтобы платье хорошо защищало их от холода и не обременяло в жару.
Особого внимания требует одежда школьника. Платье, стесняющее движения или слишком свободное, очень теплое или очень холодное вызывает у детей состояние дискомфорта, раздражает, утомляет, делает их невнимательными, рассеянными на уроках в конце учебного года, когда на улице уже тепло.
В 1953 году в школах страны была введена форменная одежда, которую с сентября до мая — июня носят миллионы детей. Отвечает ли эта школьная форма всем гигиеническим требованиям? К сожалению, нет.
Как показали исследования, проводимые в Институте общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР, особенно много недостатков в форме мальчиков — учеников младших классов.
Большинство детей надевает под форменную одежду майку-безрукавку и трусы. Таким образом, значительная поверхность тела непосредственно соприкасается с верхней одеждой, которая впитывает кожные выделения, постепенно загрязняется ими. Сильно загрязненная одежда, соприкасаясь с нежной кожей ребенка, раздражает ее, способствует возникновению кожных заболеваний.
Сотрудники института опросили 600 школьников. Оказалось, что в большинстве случаев форму стирают о.дин-два раза в год. Конечно, это очень мало. Но надо учитывать и то, что частая стирка шерстяных тканей ведет к их усадке, волокна становятся жесткими и грубыми, в значительной мере утрачивая свои теплозащитные свойства.
Чтобы уберечь школьную форменную одежду от излишнего загрязнения, мальчики должны в холодное время года носить рубашки с длинными рукавами и кальсоны; девочкам рекомендуется надевать под платье кофточки с длинными рукавами.
Для белья лучше подбирать мягкие ткани: плетенку, хлопчатобумажный креп, канифас. Они хорошо впитывают кожные выделения, не прилипают к коже.
Как показали наши наблюдения, температура классных помещений колеблется за время урока на 2—3 градуса, а от начала до конца занятий еще больше. Температура класса и коридора разнится в пределах 5—10 градусов.
Различно и состояние детей: полный покой во время урока сменяется бурным движением во время перемен.
От влияния колебаний температуры лучше всего защищает шерстяная ткань.
Шерстяное сукно, несомненно, хорошо для форменной одежды школьника среднего и старшего возраста, но для младших оно оказывается слишком тяжелым, жестким и грубым. Ведь у ребенка 7—8 лет еще слабо развит мышечный аппарат, а кожа тонка, нежна и легко ранима.
Не меньшее гигиеническое значение, чем выбор ткани, имеет и покрой одежды. Она должна соответствовать росту и фигуре ребенка, иметь как можно меньше пуговиц, ремней, застежек, чтобы первоклассник пораньше приучился самостоятельно одеваться и раздеваться.
Большинство мальчиков, одетых в гимнастерки, вынуждены носить по два ремня: один на брюках, другой на гимнастерке. Это абсолютно недопустимо, ибо стягивание живота двумя ремнями и давление пряжки резко нарушает нормальную работу органов брюшной полости.
А почему бы не сделать так, чтобы брюки удерживались подтяжками? Тогда бы основной опорой одежды стал плечевой пояс, что, конечно, значительно лучше. Подтяжки должны войти в комплект школьной форменной одежды мальчиков как совершенно необходимая вещь.
Около трети школьников среднего и старшего возраста ходят в гимнастерках и кителях со стоячим воротником. Эти воротники, как правило, бывают узки, часто жестки, грубы. При чтении и письме, когда ребенку приходится наклонять голову, стоячий воротник сдавливает шею, а значит, и проходящие в ней крупные кровеносные сосуды, нарушая нормальное кровообращение. Вследствие недостаточного кровоснабжения мозга появляются головные боли, наступает утомление, снижается работоспособность. Вот почему так часто можно видеть школьников с расстегнутыми воротниками. Но разве это выход из положения?
Кроме того, стоячие воротники сильно изнеживают кожу шеи, изолируя ее от воздействия наружного воздуха и подавляя кожно-сосудистые реакции, а это предрасполагает к простудным заболеваниям. Фасон воротника гимнастерки и кителя следовало бы обязательно изменить.
Надо следить, чтобы ребята не пришивали к вороту целлулоидных воротничков. Они жестки, совершенно не впитывают кожных выделений, препятствуют воздухообмену между кожной поверхностью и наружным воздухом.
Совершенно недопустимо, чтобы дети носили круглые резинки на чулках. А между тем это практикуется очень часто. Даже в школах-интернатах все девочки и большинство мальчиков носят круглые, нередко очень тугие резинки. Сдавливая ногу, они препятствуют нормальному кровообращению.
Не требует доказательств простая истина, что в разные сезоны надо одеваться по-разному. Так почему же школьники должны ходить зимой и летом в одной и той же шерстяной одежде? Почему бы и им в теплое время года не надеть форменное платье — легкое, свободное, красивое? Это устранило бы перегревание детей, улучшило их самочувствие, повысило работоспособность.
Сама жизнь подсказывает необходимость выработать новые гигиенические требования к форме школьников, создать для наших детей прочную, удобную, изящную одежду, которая бы не стесняла движений, надежно защищала и от холода, и от излишнего тепла, нравилась бы ребятам, носилась с удовольствием. Задача стоит большая и очень важная. К разрешению ее должны быть привлечены работники легкой промышленности, художники, модельеры, родители, педагоги, врачи.
Врач 3. О. ЛАПШИНА, журнал "Здоровье", 1957 г.